ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА
совокупность приемов и методик, направленных на изучение, получение данных и количественное измерение уровня интеллектуального развития человека. П. и. осуществляется обычно с помощью специальных тестов интеллекта (тестов общих способностей). При этом под интеллектом как объектом измерения подразумеваются прежде всего те проявления индивидуальности, которые имеют прежде всего отношение к познавательным свойствам и особенностям личности (см. Интеллект). Поэтому при П. и. основные тестовые задания направлены на оценку особенностей мышления, памяти, пространственной визуализации, математических и психомоторных способностей и др. Практическое значение П. и. обусловлено по крайней мере двумя факторами: 1) необходимостью охватить «измерением и числом операции ума» (Ф. Гальтон); 2) признанием того факта, что для многих видов профессиональной деятельности (трудовой, спортивной, военной и др.) уровень интеллекта является важнейшей предпосылкой ее успешного выполнения. Тесты интеллекта разделяются на две группы: 1) монометрические (шкала Стенфорд—Бине, тест Р. Кэттела, Прогрессивные матрицы Равена и др.); 2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (тест Д. Векслера, тест Р. Амтхауэра и др.). По критерию оценки результатов тестирования тесты интеллекта различаются на такие, в которых оценка производится с учетом сложности задания, а время выполнения играет менее значимую роль, и такие, в которых тестовый материал более однороден, но результат диагностики в большей мере зависит от скоростных качеств испытуемого. Примером последних являются тесты общих и специальных способностей Г. Айзенка, Краткий отборочный тест (КОТ) В. Н. Бузина и др. Уровень интеллекта, измеряемый с помощью тестов, существенно зависит от социальных, культурных, экономических и др. условий. Поэтому «тестовый» интеллект существенно зависит об уровня образования, возможностей приобщения испытуемого к культуре, его экономического положения. Тесты интеллекта создавались и создаются во вполне определенных социокультурных условиях, в них всегда учитываются социальные нормы и ценности, стандарты поведения и мышления, присущие данной культуре. Поэтому представляет определенный интерес разработка и применение тестов, предназначенных для измерения уровня интеллектуального развития независимо от факторов окружающей среды (культуры, образования, национальных особенностей и др.). Примером является культурно свободный тест интеллекта (CFIT), предложенный Р. Кэттелом в 1958 г. Тест сконструирован на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие. По мнению автора данные, полученные с помощью этого теста в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой. Однако это мнение в ряде случаев вызывает вполне обоснованную критику (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов). П. и. осуществляется с помощью тестовых баллов, коэффициента интеллекта (IQ), профиля интеллекта, качественной характеристики индивидуального интеллекта. В последнем случае принимается во внимание не только количество решенных заданий и время выполнения, но и характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность испытуемого и пр. Важным является также выявление тех заданий, которые испытуемый решил наиболее легко, и в которых он испытывал наибольшие затруднения (см. также Интеллект, Коэффициент интеллекта).


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА" в других словарях:

  • ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ — совокупность приемов и методик, направленных на изучение и измерение характеристик памяти (объем и прочность долговременной, оперативной, зрительной, слуховой памяти и т. п.). П. п. имеет важное значение в инженерно психологических исследованиях …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • психодиагностика — (от греч. psyche душа и diagnostikos способный распознавать) область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности. Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» (Ф.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психодиагностика — Раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, П. в основном использует тестовые методы исследования… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Психодиагностика раннего детства — [греч. psychikos душевный diagnosis распознавание, определение] совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). П. р. д. важное и актуальное направление… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ — совокупность приемов и методик, направленных на изучение и измерение личностных характеристик и качеств человека. Интерес к П. с. л. особенно сильно возрос в инженерной психологии в последние десятилетия, когда особенно остро возникла… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кадровая психодиагностика — Кадровая психодиагностика  область психологии, в рамках которой разрабатываются и реализуются методы выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности  субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений …   Википедия

  • Бурлачук, Леонид Фокич — Леонид Фокич Бурлачук Леонид Фокич Бурлачук Дата рождения …   Википедия

  • Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Бурлачук, Леонид Фокич — (1947 г.р.)    Украинский психолог. Доктор психологических наук (1990), профессор (1992), член корреспондент АПН Украины (1992).    Окончил Киевский университет имени Т. Шевченко (1970), в котором начал преподавательскую деятельность. С 1992 г. – …   Кто есть кто в российской психологии

  • ТАЛЫЗИНА — Нина Федоровна (р. 1923) российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор деятельностной концепции программированного обучения. Д р психологических наук (1970), профессор (1971), чл. кор. АПН СССР (1971), д. чл. АПН СССР …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»